Recent twitter entries...

  •  

Квентин Тарантино: триумф крови

Опубликовано | Размещено в: Культуры | Опубликовано 28-03-2013

0

Когда в мае 1994 года вся кинематографическая общественность мира ждала оглашения итогов Каннского кинофестиваля, сомнений в победе михалковских «Утомленных солнцем» не было, в общем, никаких. Ну кто, казалось бы, еще может перейти дорогу одному из самых известных режиссеров страны, которая в одночасье стала горячей киноточкой мира, избавившись от советской цензуры? Но такой человек нашелся. Тогда имя этого самоучки, получившим «кинооборазование» в видеопрокате, знали несколько тысяч сумасшедших киноманов. Сегодня он — едва ли не самый известный американский режиссер своего поколения.

С триумфа «Криминального чтива»  в Каннах-94 принято вести отсчет утверждению Квентина в числе главных режиссеров современности. Да, двумя годами ранее случились копеечные «Бешеные псы», которые вызвали нешуточный ажиотаж на кинофестивале в Торонто, собрали приличную для себя кассу и попали во все авторитетные списки лучших фильмов 92-го года. Но успех «Чтива» был поистине ошеломителен. Редкий победитель Каннского кинофестиваля собирает в мировом прокате 220 миллионов долларов. И можно по пальцам пересчитать режиссеров, фильмы которых с восторгом описывает и высоколобый сноб, и выгнанный из школы за дебош неблагополучный подросток с окраины.

Про некоторых режиссеров принято говорить — мол, никогда не поймешь, в чем секрет их успеха. Тарантино в этом смысле весь как на ладони. Практически все его фильмы — это гремучая смесь античной трагедии о мести с нежно любимыми им киношедеврами и киномусором, где есть место и спагетти-вестернам Серджо Леоне, и криминальным фильмам для черных, и кровававым азиатским боевикам. Коктейль Тарантино уже давно превратился в его фирменный знак — он и сам в последние годы смешивает его, кажется, уже на чистом автоматизме. Именно он возродил интерес к нелинейной структуре повествования, когда несколько сюжетов развиваются параллельно друг другу. Именно он  на какое-то время вернул в массовое кино пространные диалоги, которые скукоживались под натиском технического прогресса, подтягивающим за собой спецэффекты. Именно он начал залихватски лить литры бутафорской крови и эстетизировать насилие. Но при всей кажущейся простоте ингредиентов этого коктейля, повторить его не удалось никому. Пытались, понятно, многие — от ныне забытого француза Яна Кунена («Доберман») до Дмитрия Месхиева («Семь кабинок»). Ничего, однако, кроме пренебрежительного титула «тарантиноид», из их фильмов не вышло. Тарантино остается «вещью в себе», художником, который может сколь угодно часто ударяться в самоповторы (чем он с видимым удовольствием последние четыре года занимается), но при этом никогда не найти себе достойного конкурента на своем поле.

Джон Траволта, Ума Турман, Дэрил Ханна, Пэм Гриер, Кристоф Вальц — эти имена, поколение, родившееся в 80-х и позже, знает исключительно благодаря Тарантино. Их карьеры Квентин либо спас от неминуемого краха, либо дал им столь мощный импульс, что не сыграв ни в одном приличном фильме после, они все равно остаются большими звездами. В преддверии своего 50-летия он переживает лучший с точки зрения любви публики период — каждый следующий его фильм становится успешнее предыдущего. Сам он, впрочем, неоднократно заявлял, что не хочет уподобляться седовласым голливудским старцам, с каждым годом снимающим все более беспомощные фильмы. Режиссура — дело молодых, говорит Тарантино. В перспективе у него маячит «Убить Билла-3», который многие ждут с нескрываемым скепсисом — дескать, все это мы уже проходили. Ровно в таком же положении он уже был в конце 90-х, когда ни публика, ни критика не приняли должным образом его третий фильм «Джеки Браун». Первый «Убить Билла» заставил всех критиков Тарантино прикусить языки. Как-то будет в этот раз?

Три малоизвестных факта о Тарантино

— В 2008 году именно Тарантино выдвинул идею экранизировать роман литературного папы Джеймса Бонда Яна Флеминга «Казино «Рояль». Причем главную роль должен был исполнить Пирс Броснан. Тарантино даже начал писать сценарий, однако продюсеры в остановили свой выбор на Мартине Кэмпбелле в качестве режиссера и Дэниеле Крейге в роли агента 007.

— В одном из интервью Квентин признался, что испытывает эротическое возбуждение при виде голых женских ступней. Этим объясняется наличие крупных планов со ступнями героинь практически во всех фильмах режиссера.

— В середине 80-х появлялся в эфире американского телешоу «Золотые девочки», где исполнял роль двойника Элвиса Пресли.

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.