Recent twitter entries...

  •  

Из «Каньонов» — в «Небраску»

Опубликовано | Размещено в: Культуры | Опубликовано 20-09-2013

0

По качеству показываемого кино он легко превосходит программы Московского фестиваля: тут вам и панорама текущего независимого кино прямиком из Санденса, и полная ретроспектива культового в узких кругах режиссера Уита Стиллмана, и совсем новые заокеанские фильмы из Канна, Венеции и Берлина, которым решительно не грозит прокат в России.

Один из последних — «Каньоны» знаменитого сценариста («Таксист», «Бешеный бык») и не столь успешного, но хорошего режиссера («Американский жиголо») Пола Шрейдера. Он снят по оригинальному сценарию Брета Истона Эллиса («Американский психопат») и  потому бесстыже утилизирует основные мотивы творчества писателя последних 20 лет. Пустота гламурного существования, рутинное плетение паутины лжи и предательств, измены, заговор, преследование, паранойя и убийство как едва ли не единственный способ разрешения проблем и/или хотя бы частичного снятия напряжения. Действие ультра-низкобюджетного фильма, снятого вне студийной системы, происходит в Лос-Анджелесе непосредственно в голливудской среде, в тусовке второразрядных продюсеров и ничем не брезгующих актеров, готовых на все, чтобы попасть в кино. Начинающий манекенщик/актер   (Нолан Фанк) получает предложение сняться в дешевом слэшере от продюсера, который, впрочем, быстро меняет свое решение, узнав, что тот спит с его подругой (Линдси Лохан), которая, собственно, и убедила его взять того на роль. При этом манекенщик сожительствует с помогающей ему во всем ассистенткой упомянутого продюсера, который оказывается типичным американским психопатом. Все лгут, все предают, все, не задумываясь, кидают друг друга. Короче говоря, добро пожаловать в шоу-бизнес, детка. Пронзительности и достоверности этой смешной и жестокой, как и все у Эллиса, истории добавляет блистательное решение Шрейдера использовать в главных ролях людей, чьи личные истории, скажем осторожно, интересны не менее той, что предъявлена на экране. В роли продюсера, которого, кроме наркотиков, заводит исключительно групповой секс, он снял порноактера Джеймса Дина (парня с, как пишут, завидным ай-кью, а не только тем, о чем вы подумали). В роли его подруги, выбившейся из лос-анджелессовских низов и теперь опасающаяся потерять все из-за измены с бывшим любовником, задействована Линдси Лохан, прославившаяся не столько как актриса, сколько как скандалистка, алкоголичка, наркоманка и правонарушительница. В самих этих лицах и голосах столько порока, распада, отчаяния и правды, что сконструированная Эллисом по мотивам собственной прозы история приобретает неожиданно щемящее, личное измерение. Работу Лохан, успевшей постареть и разложиться к 27 годам, сравнивают с исповедальной ролью Марлона Брандо в «Последнем танго в Париже». Мне же она напомнила столь же несчастную Элизабет Тэйлор (на которую похожа и которую изобразило в телекино) — той, правда, потребовалось значительно больше времени, чтобы довести себя до подобной кондиции. Разложение типичных обитателей голливудских каньонов — закономерный итог упадка и разложения «фабрики грез»: начальные и финальные титры картины идут на кадрах заколоченных лос-анджелесских кинотеатров. 

Одним из негромких удовольствий программы Амфеста рискует стать фильм Дэвида Гордона Грина «Повелитель лавин»
Фото: кадр из фильма

Одним из негромких удовольствий программы Амфеста рискует стать фильм Дэвида Гордона Грина «Повелитель лавин» — ироническая медитация по мотивам недавней исландской комедии «Что тот, что этот» (Either Way) Хафстина Гуннара Сигурдсона. Исландская картина являла собой странную посмесь Каурисмяки и Попогребского: в ней действовали двое дорожных рабочих: один помоложе, другой постарше. Тот, что постарше, был женат на сестре того, что помладше. Последний занялся дорожным строительством, видимо, для того чтобы рассказать потом в баре как он «провел этим летом». Как и герой Попогребского, он тоже не очень грамотно выражал нечасто посещавшие его мысли. Как и герой российского фильма, чье действие тоже разворачивалось на Севере, он узнавал о весьма трагическом происшествии в семье напарника (его бросила подруга). Но — вот разница между русским и исландским менталитетом — там, где наши устраивали поножовщину, ненаши мирно расходились по углам, а потом напивались и примирялись. А в финале и вовсе отправлялись на опен-эйр знакомиться с горячими исландскими чувихами, чтобы развеять временами охватывающее любого изгоя чувство боли и неприкаянности.  

Американская картина разыграна по нотам той же истории. В ролях дорожных рабочих — несравненно более узнаваемые звезды  «новой американской волны» Пол Радд и Эмиль Хирш. Сходство с Каурисмяки и Попогребским полностью выветрилось. Грин перевел лирический бытовой сюжет в формат чисто стилевого упражнения, в результате чего действо стало напоминать творчество Уэса Андерсона. К счастью, исландская «матрица» с крепко прописанными характерами и ситуациями не дает Грину сбиться в кукольную необязательность и галантерейную прихотливость. Впрочем, немного того и другого даже оживляет скучноватый и в меру банальный, нордического темперамента сюжет.   

Творчество неадекватно захваленного Александра Пейна представлено на Амфесте его новейшим свершением «Небраска»
Фото: кадр из фильма

Творчество неадекватно захваленного Александра Пейна представлено на Амфесте его новейшим свершением «Небраска». Свершение принесло каннский приз за лучшую роль 76-летнему Брюсу Дерну — актеру, снимавшемуся, в основном, в фильмах категории «В», но неожиданно получившему роль своей жизни в меланхолическом и глубоко вторичном черно-белом роуд-муви Пейна. Герой Дерна выигрывает в лохотрон миллион долларов и отправляется пешком через три штата за выигрышем, которого нет. По пути к нему присоединяется сын и вся семья дружная семья «реднеков», таким образом давая понять, что семейные ценности и есть самая главная, практически невыветриваемая «американская мечта».

Показы проходят в кинотеатре «Формула кино Горизонт», Комсомольский проспект, 21/10

Информация о показах доступна здесь

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.