Recent twitter entries...

  •  

Фонд Усманова устроил возвращение «Святого Марка» в Пушкинский музей

Опубликовано | Размещено в: Искусство | Опубликовано 20-09-2013

0

МОСКВА, 20 сен — РИА Новости. Полотно Франса Халса Старшего «Евангелист Марк» из той же серии, что и знаменитая картина из кинофильма «Возвращение «Святого Луки»», пополнило собрание Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, рассказала РИА Новости в пятницу его директор Марина Лошак.

«Фонд Алишера Усманова приобрел для нас эту очень редкую и важную вещь. Мы мечтали, чтобы «Халс» был в музее. Это — замечательный портрет, с которым мы сейчас начнем подробно работать, и потом он будет у нас представлен в постоянной экспозиции», — рассказала собеседница агентства.

Серия «Евангелисты», куда входит «Святой Марк», благодаря советскому детективному фильму «Возвращение «Святого Луки»» хорошо известна публике. Цикл с изображением четырех апостолов (Лука, Матфей, Марк и Иоанн) был приобретены Екатериной II для Эрмитажа в 1773 году, а позже был передан в церковь Таврической губернии. Далее следы картин терялись вплоть до прошлого столетия, когда «Святой Лука» и «Святой Матфей» нашлись в фондах Одесского музея западного и восточного искусства, куда они попали как работы неизвестного русского художника XIX века.

Правильно атрибутировала их сотрудница Эрмитажа Ирина Линник в 1958 году, после чего полотна не раз экспонировались в ГМИИ, откуда «Святой Лука» был в 1965 году похищен. Однако вскоре картина была найдена и возвращена в Одесский музей. В 2012 году в ГМИИ прошла выставка «Возвращение Святого Луки. Западноевропейская живопись VI-XVIII веков из музеев Украины», на которой москвичи опять смогли увидеть рядом «Святого Луку» и «Святого Матфея».

Две другие картины цикла ушли за рубеж, предположительно во время Крымской войны. Один из них, «Святой Иоанн», был куплен на Sotheby’s в Лондоне в 1997 году за 3 с лишним миллиона долларов и сейчас находится в собрании музея Пола Гетти в Калифорнии. «Святой Марк» оставался единственным из «Евангелистов» Халса на арт-рынке и, соответственно, последним шансом получить этого художника в музейную коллекцию.

Директор ГМИИ Марина Лошак: к этим габаритам еще нужно привыкнуть

Его возвращение в Россию было сложным: в 1972 году немецкий искусствовед Клаус Гримм, специалист по творчеству Халса, опубликовал холст, который совпадал по размерам и стилю исполнения с одесскими полотнами. Ранее он был выставлен на аукцион как «Портрет бородатого мужчины» кисти итальянца Луки Джордано, причем для пущего сходства святому дописали кружевной воротник по моде XVII века. Однако исследования, проведенные Гриммом, позволили определить истинное авторство и название картины. После опознанный и отреставрированный «Святой Марк» был показан в Москве — сначала на ярмарке Russian Antiques and Fine Arts Fair в Центре изящных искусств на Волхонке, а затем в ГМИИ лондонской галереей Johonny Van Haeften, специализирующейся на голландцах XVII века.

Ранее коллекцию ГМИИ пополнило полотно «Крещение Христа» Хендрика ван Балена и Яна Брейгеля Младшего, которое также сначала было в музее на временном экспонировании. Правда, на его приобретение средства были выделены государством.

Алишер Усманов не впервые оказывает содействие ГМИИ имени Пушкина — при участии основанного им фонда «Искусство, наука и спорт» в музее состоялся ряд выставок из британских музеев, от Уильяма Тернера до прерафаэлитов, на работы которых можно посмотреть до 13 октября.

О пяти выставках недели читайте в гиде проекта Weekend >>

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.