Recent twitter entries...

  •  

Выставка работ Мондриана открывается в Третьяковской галерее

Опубликовано | Размещено в: Искусство | Опубликовано 19-09-2013

0

МОСКВА, 13 сен — РИА Новости, Мария Ганиянц, Глеб Ольховой. Выставка «Пит Мондриан. Путь к абстракции» в Третьяковской галерее на Крымском валу в Москве дает возможность увидеть, как художник шел от классики к абстракционизму, сказал на торжественном открытии в пятницу министр культуры РФ Владимир Мединский.

«Выставка обещает быть очень интересной, потому что она дает возможность посмотреть развитие — как художник шел от классики к абстракционизму. И, действительно, стал одним из первых европейского и мирового масштаба мастеров, наравне с Кандинским и Малевичем. Но, в отличие от Кандинского и Малевича, голландского художника в России почти не выставляют. Это первая самая большая ретроспектива», — сказал Мединский.

Он также обратил внимание на образовательную программу в рамках выставки — в частности, на лекцию «Мондриан: пионер абстрактной живописи», которая пройдет 20 сентября.

Бенно Темпел, директор Муниципального музея Гааги, предоставившего картины для выставки в Москве, считает выставку лучшим проектом музея, так как она впервые позволила увидеть творчество художника в контексте русского авангарда.

«Эту выставку «Пит Мондриан. Путь к абстракции» мы создавали специально для Третьяковской галереи, и я уверен, что это наша лучшая выставка, хотя мы выставляли работы Мондриана в разных местах, в том числе в Мюнхене и Париже. Тогда не было возможности подняться этажом выше и увидеть работы Малевича и Кандинского», — рассказал РИА Новости Темпел.

Он пояснил, что выставка сознательно была сделана небольшой (всего 40 работ), зато очень понятной и логичной. «Работы Мондриана подобраны таким образом, чтобы было без слов понятно, как именно художник пришел к абстрактному искусству. Для Мондриана это был совершенно другой путь, не такой, каким, скажем, шел Малевич и другие представители русского авангарда. Он был более сложным — не было такого философского ориентира, как икона — и, если можно так сказать, более авантюрным», — отметил Темпел.

Выставка, на которой четыре десятка работ Мондриана экспонируются периодами, позволяющими проникнуть в художественные и философские поиски художника, открыта для публики в Третьяковской галерее на Крымском валу с 14 сентября по 24 ноября. Она проходит при поддержке банка ВТБ. В экспозиции в рамках года перекрестного года Голландии и России представлено творчество Мондриана от ранних работ конца XIX века до поздних абстракций 1930-х годов. По словам Темпела, после Москвы картины снова вернутся обратно в музей.

Музей Гааги и Мондриан

Темпел рассказал, что Муниципальный музей Гааги стал обладателем столь внушительного собрания Мондриана (порядка 300 работ) после смерти известного коллекционера Саломона Слипера (Salomon Slijper), который был хорошим другом художника.

«С началом войны, когда Мондриан уехал из Парижа, он поселился в голландской провинции, где и познакомился с Саломоном Слипером. Они много времени проводили вместе, выпивали, «клеили» девчонок, развлекались. Слипер увлекся творчеством Мондриана и стал его важнейшим коллекционером», — рассказал Темпел.

Он также добавил, что Музей в Гааге владеет крупнейшей в Голландии (после Рейхсмузеума) коллекцией искусства, в которую входят работы художников конца XIX-XXI веков, а также большой отдел декоративно-прикладного искусства и мебели.

Музей постоянно пополняет свое собрание. Например, в 1998 году он навлек на себя критику из-за покупки последней незаконченной картины Мондриана «Победа Буги-Вуги», за которую правительство Нидерландов заплатило 40 миллионов долларов. Однако после того, как на аукционе Christie’s в 2009 году небольшая абстрактная работа художника из коллекции Ива Сен-Лорана была продана за 21,6 миллиона долларов, к сумме, потраченной музеем Гааги, стали относиться спокойнее. Сегодня Мондриан — один из самых дорогих художников в мире.

Путь к абстракции

Свою живописную систему Мондриан называл «неопластицизмом», ее программой стал одноименный трактат, полностью изданный в 1920 году. На выставке представлены и ранние произведения, например пейзаж «Сельский дом с бельевой веревкой» (ок. 1897), в котором чувствуется влияние гаагской школы пейзажа, и те работы (например, «Набожность» 1908 года), которые художник писал в период своего увлечения теософией Елены Блаватской. Тогда его еще звали Питер Корнелис Мондриаан. А выставленные в ГТГ «Пейзаж с деревьями» (1912) и «Композиция с деревьями II» (1912-1913) демонстрируют эволюцию его художественного языка в рамках увлечения кубизмом после его знакомства с полотнами Пикассо, Брака и Сезанна.

Окончательно свой стиль Мондриан обрел лишь после того, как попал в круг художников Тео ван Дусбурга, Барта ван дер Лека и Вилмоша Хусара, вместе с которыми в 1917 году он основал общество «Стиль» (De Stijl). Итогом художественных опытов этого времени стало формулирование идеи и законов неопластицизма.

Изобразительными средствами были объявлены плоскости основных цветов — красный, синий, желтый — в их взаимодействии с плоскостями «нецветов» (белый, черный и серый). Правда с Дусбургом Мондриан разошелся — камнем преткновения стали диагонали, за которые ратовал Дусбург в противоположность Мондриановским вертикалям и горизонталям.

В 1919 году Мондриан вернулся в Париж, где им была создана одна из знаковых работ абстрактного искусства — «Композиция с большой красной плоскостью, желтым, черным, серым и синим» (1921), ставшая впоследствии практически самым известным произведением мастера. Она также будет представлена на выставке.

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.