Recent twitter entries...

  •  

Дирижер Павел Коган: «Каждый человек хотя бы раз должен услышать Малера!»

Опубликовано | Размещено в: Культуры | Опубликовано 19-09-2013

0

Сегодня Московский Государственный Академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана в Консерватории (Большой зал) исполнит Третью симфонию Брамса и сюиту Мусоргского в оркестровке Равеля «Картинки с выставки».

МГАСО был основан в разгар Великой отечественной войны, в 1943-м году. Первым его руководителем стал дирижер Большого театра Народный артист СССР Лев Штейнберг. Он возглавлял оркестр вплоть до своей смерти в 1945 году. Затем за дирижерским пультом стояли Николай Аносов, Лео Гинзбург, Михаил Териан, Вероника Дударова.

В 1989 году коллектив возглавил Павел Коган.

В честь юбилея своего прославленного оркестра, Павел Леонидович дал интервью «Комсомольской правде».

— Профессия дирижера до сих пор для многих остается какой-то загадочной, непонятной. Наверняка, Вам неоднократно приходилось слышать: «А зачем вообще нужен дирижер?», неужели музыканты не смогут играть без этих взмахов палочки и движений рук?

— Давайте представим, что музыка – это транспортное сообщение в городе, а артисты – это автомобили. Каждый водитель знает правила дорожного движения, знает, как ехать, куда… Но на дороге он не один, вокруг много других автомобилистов. Так вот если не будет светофора, то все придет в хаос. Дирижер в каком-то роде и есть тот светофор, который регулирует движение, указывает, кому нужно приостановиться, а кому немного прибавить газу, чтобы избежать ДТП. Слушатели, пришедшие на концерт, видят лишь итог этого взаимодействия – невероятно красивую, слаженную игру всех инструментов. Но стоит лишь одному пренебречь мановению руки дирижера и выбиться из колеи, и аварии не избежать.

Конечно, в истории симфонической музыки были попытки создать оркестр без дирижера. Например, Персимфанс в 1922 году. Но, как мы помним, идея себя не оправдала. Коллектив, несмотря на новаторство и творческую активность каждого участника, просуществовал недолго. В оркестре, безусловно, каждый музыкант представляет собой яркую индивидуальность, но талант заключается в том, чтобы уметь «выделяться, не выделяясь», слушать друг друга и дирижера.

— Павел Леонидович, Вы родились в прославленной музыкальной семье: папа Леонид Коган – великий скрипач, мама Елизавета Гилельс – легендарная скрипачка, дядя – Эмиль Гилельс – гениальный пианист. Ваша сестра, ее дети и Ваш сын продолжили традиции и связали свою жизнь с академической музыкой. Наверняка, у Вас есть какие-то семейные истории, можно сказать, легенды, связанные с выбранной стезей?

— Например, когда мой папа находился еще в периоде ухаживания за моей мамой, то, конечно, как любому мужчине ему хотелось произвести впечатление на даму своего сердца. И вот однажды в компании возник спор о возможности исполнить все 24 каприса Паганини за один вечер. Никто в мире никогда этого не делал. И мой отец заключил пари, что ему это удастся. Обещание сдержал! На сцене Малого зала консерватории он блестяще сыграл эти произведения, чем думаю, отчасти и покорил мою маму.

— Начавшейся музыкальный сезон для Вас юбилейный в квадрате: исполняется 70 лет Московскому государственному академическому симфоническому оркестру и 25 лет, как Вы руководите этим коллективом. Какая программа ждет Ваших поклонников?

— Наш 70-ый юбилейный сезон мы открываем 17 сентября праздничным гала-концертом в Большом зале консерватории. Я всегда очень разборчиво подхожу к тому, что мы ставим в афишу, стараюсь выбирать произведения, которые близки и интересны мне и которые могли бы продемонстрировать звуковое разнообразие и собственный стиль игры музыкантов. В первом отделении прозвучит философско-созерцательная, полная высокой эстетики Третья симфония великого немецкого композитора Брамса, представляющая, своего рода, картины душевных переживаний аристократии. А во втором – ждут уже совсем другие картинки – «Картинки с выставки» Мусоргского в оркестровке Равеля, яркое, сочное, сказочное произведение со сценками из быта простого люда, с захватывающими сюжетами, воплощёнными в звуках. Эту пьесу в основном мы исполняем за рубежом, и ведущие мировые критики называют ее «визитной карточкой МГАСО», раскрывающей потрясающее искусство оркестра. Теперь уникальная возможность оценить «Картинки» есть у наших московских поклонников.

Помимо этого в рамках юбилейного сезона 2013/2014 мы представим еще десять концертов с участием выдающихся дирижеров и солистов, имена которых знает весь мир. Эти выступления входят в филармонические абонементы под общим названием «К 70-летию МГАСО».

Ждет наших слушателей и традиционный новогодний концерт, в котором мы всегда исполняем произведения семейства Штраусов.

А завершим сезон очередным юбилейным перфомансом, посвященным 25-летию моего руководства оркестром. Это будет большой сюрприз, о котором я пока не могу говорить.

— А о чем мечтает Павел Коган как дирижер?

— Есть произведение, которое мне довелось играть всего один раз в жизни. В 1997 году мне удалось воплотить свою давнюю мечту и последовательно исполнить всего Малера: все симфонии и вокальные циклы – в России это было сделано впервые. В том числе мы играли и Симфонию №8, которую сам композитор называл своим лучшим произведением, а музыкальные критики – «Симфонией тысячи участников». В концерте участвовали 170 музыкантов оркестра, в составе хора – более 300 человек и еще 8 солистов. Пришлось даже достраивать сцену Большого зала консерватории, чтобы вместить такое количество артистов. Я бы с удовольствием повторил этот грандиозный проект, он произвел и на участников и на слушателей неизгладимое впечатление! И каждый человек хотя бы раз должен услышать это произведение Малера. Мы обязательно в будущем вновь порадуем московскую публику именно Восьмой симфонией.

— А о чем мечтает Павел Коган как человек?

— Я очень люблю путешествовать. Во многом этому способствует и гастрольная жизнь оркестра. Вместе с музыкантами мы побывали на пяти континентах и посетили с концертами более 60 стран. Но график, как правило, очень напряженный, свободного времени мало и доводится видеть в основном только аэропорты и концертные залы. А хотелось бы каждую страну изучить глубже, познакомиться с традициями, обычаями, национальными кухнями – все это безумно интересно. Когда-нибудь я обязательно совершу кругосветное путешествие и возможно даже на автомобиле, так как вы, наверное, уже догадались, я еще и страстный автолюбитель.

СПРАВКА КП:

Павел Коган родился в прославленной музыкальной семье, его родители легендарные скрипачи Леонид Коган и Елизавета Гилельс, дядя — великий пианист Эмиль Гилельс.

В 1970 году восемнадцатилетний Павел Коган, студент Ю. Янкелевича по классу скрипки, одержал блестящую победу и завоевал Первую премию на Международном конкурсе скрипачей им. Сибелиуса в Хельсинки и с этого момента стал активно концертировать на Родине и за рубежом.

Дирижерский дебют Когана, ученика И. Мусина и Л. Гинзбурга, состоялся в 1972 году с Государственным Академическим Симфоническим Оркестром СССР. Именно тогда Маэстро понял, что дирижирование является центром его музыкальных интересов. В последующие годы он выступал с главными советскими оркестрами и в стране и в концертных турне за ее пределами по приглашению таких выдающихся мастеров, как Е. Мравинский, К. Кондрашин, Е. Светланов, Г. Рождественский.

Большой Театр открыл сезон 1988-1989 гг. оперой Верди «Травиата» в постановке Павла Когана, и в том же году он возглавил Загребский Филармонический Оркестр.

С 1989 года Павел Коган является Художественным руководителем и Главным дирижером прославленного Московского государственного академического симфонического оркестра (МГАСО). Коган безмерно расширил и обогатил репертуар оркестра полными циклами симфонических произведений величайших композиторов, включая Брамса, Бетховена, Шуберта, Шумана, Р. Штрауса, Берлиоза, Дебюсси, Равеля, Мендельсона, Брукнера, Малера, Сибелиуса, Дворжака, Чайковского, Глазунова, Римского-Корсакова, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича и Скрябина, а также современных авторов.

С самого начала своей карьеры и по сегодняшний день он выступает на всех пяти континентах с лучшими оркестрами, в числе которых Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Филадельфийский симфонический оркестр, симфонические оркестры филармоний Мюнхена, Хельсинки, Люксембурга и Лос-Анджелеса, Оркестр Баварского радио, Национальный оркестр Бельгии, Оркестр Радио и Телевидения Испании, Симфонический оркестр Торонто, Штаатскапелла Дрездена, Национальный симфонический оркестр Мексики, Оркестр Романской Швейцарии, Национальный оркестр Франции, Симфонический оркестр Хьюстона, Национальный оркестр Капитолия Тулузы.

За исполнение цикла всех симфонических и вокальных сочинений Малера Маэстро был удостоен Государственной премии России. Он является Народным артистом России, действительным членом Российской академии искусств, кавалером Ордена «За заслуги перед Отечеством» и других российских и международных наград.

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.