Recent twitter entries...

  •  

Короли и капуста

Опубликовано | Размещено в: Культуры | Опубликовано 08-09-2013

0

Итальянский фильм побеждает на Венецианской Мостре впервые за 15 лет. Документальная картина побеждает впервые. Не то, чтобы решение жюри под руководством Бернардо Бертолуччи было бесспорным, но понять его можно: документалистика еще способна удивлять — колоритными реальными персонажами, невыдуманными историями, меткими наблюдениями за жизнью, и иногда даже поэзией, вырастающей из прозы будней. А Бертолуччи хотел именно удивиться. 

Эпизодическими героями «Священной кольцевой» (Sacro GRA) становятся люди, обитающие или работающие вдоль самой протяженной автострады в Италии — отец и дочь, снятые закрепленной над их окном камерой наблюдения; ученый, пытающийся защитить подведомственные ему пальмы от миллионов всяческих паразитов; последний ловец угрей в в Тибре, врач «скорой помощи», немолодые придорожные проститутки и трансвеститы, и главная звезда — экстравагантный хозяин виллы, сдаваемой внаем для съемок кино и уморительных «фотороманов». 

Кадр из фильма «Мисс насилие»

Метод нейтрального наблюдения за реальностью вокруг некоей общественно важной  артерии, использованный режиссером Джанфранко Рози, во многом напоминает «Трубу» Виталия Манского, рисовавшую жизнь вдоль газопровода, перекачивающего наши природные ресурсы. Но если Манский настроен эпически и неудержимо рвется вперед  —  из Сибири в Европу, то склонный к большей характерности Рози ходит кругами, как и полагается певцу кольцевой автодороги.

Вторым по значению Гран при жюри вознаградили «Бродячих собак» (Stray Dogs) тайваньского маэстро Цай Минляна. По мне, этот исключительный режиссер («Дыра», «Капризное облако») сделал картину дизайнерскую, неживую и галерейную. Радикально отказавшись потакать зрителю (своему, верному, других у него и нет), он не только до предела истончил прослойку своих поклонников, но и не предложил им ничего нового. Идею   до предела растянуть экранное время при всем уважении не назовешь новым словом в искусстве. Как не упрекнешь в первой свежести сопоставление бродячих собак и бездомных детей, ночующих вместе с отцом в, как правило, отменного художественного качества брошенных интерьерах. Вызывающая картина Цая как будто бы состоит из готовых блоков — насильственно растянутых до полного зрительского изнеможения кадров и мизансцен, почти неподвижных и снятых, разумеется, одним планом.  В эпизодах, длящихся по 10-15 минут, актеры успевают продемонстрировать все, на что они только способны, поэтому им остается только долго и обильно мочиться, что они и проделывают в кадре с завидной регулярностью, с трагическим видом исполняя волю режиссера. Но и это мы уже видели в других, гораздо более забористых фильмах тайваньца. Скажем, 11-минутный эпизод, в котором режиссерское альтер-эго — осоловевший, потерявший былую трогательность и пластичность Ли Каншен — по-всякому употребляет кочан капусты, не идет ни в какое сравнение с соответствующим лирико-бесстыдным куском «Капризного облака», где тот же актер с куда большим вдохновением обрабатывал ни в чем не повинный арбуз.

Специальным призом жюри вознаградили лучшую картину фестиваля «Жена полицейского» немца Филипа Гренинга

Но если приз Цай Минляну, снявшему, как он уверяет, свой последний фильм, не вызывает вопросов, то награждение сразу двумя важными наградами негодного, дурно сделанного греческого фильма «Мисс Насилие» кажется довольно странным. В первой же сцене опуса Александроса Авраноса (приз за лучшую режиссуру), не доев кремовый торт, прыгает с  балкона 11-летняя именинница. Последующее представляет собой отсчет о том, что довело девочку до подобного состояния. Кто бы мог подумать, что ее с виду благонадежный дед (он же, видимо, и отец) в текущие экономически нестабильные времена регулярно сдавал внаем тела своих дочерей-внучек с целью обогащения? Ну и сам, конечно, был не прочь ими попользоваться. А дочки-матери терпеливо молчали, но потом, наконец, одумались и всадили в тошнотворно заботливого главу семьи предварительно наточенный столовый тесак. Кровавой смерти героя актера Фемиса Пану на венецианском показе горячо аплодировал зрительный зал — видимо, поэтому ему и досталась «Чаша Вольпи» за лучшую мужскую роль. Симметричный женский приз отошел знаменитой итальянской театральной актрисе Елене Котта, сыгравшей в фильме Эммы Данте «Улица Кастеллана Бандиера» сбрендившую пожилую албанку, отказавшуюся уступать дорогу машине, в которой заехала в Палермо пара раздражительных лесбиянок, находящихся на грани развода. Узкие и кривые проселочные дороги в Палермо, как выясняется, полны больших неожиданностей, чем римские автострады. 

Вторым по значению Гран при жюри вознаградили «Бродячих собак» (Stray Dogs) тайваньского маэстро Цай Минляна

Составившее едва ли не треть конкурса (причем совсем не худшую его треть) американское кино не удостоилось никаких наград, не считая приза имени Мастроянни, вручаемого молодому актеру. Он отошел 16-летнему Таю Шеридану — этот забавный парнишка, чей внешний облик далек от стандартов голливудской мужской красоты, успел сняться в таких фильмах, как «Мад» и «Древо жизни», а в конкурсной картине Дэвида Гордона Грина «Джо» исполнил роль притесняемого отцом-алкоголиком смышленого и работящего подростка, ради которого не прочь отдать свою жизнь Николас Кейдж.

Приз за сценарий отошел отлично сделанной антиклерикальной мелодраме Стивена Фрирса «Филомена». Специальным призом жюри вознаградили лучшую картину фестиваля «Жена полицейского» немца Филипа Гренинга, действительно радикальное, новое слово в современном искусстве, которое произведет медленный переворот в представлениях о прекрасном — такой же, какой произвели фильмы Ханеке, Триера и Зайдля, с которыми у Гренинга, при всей вопиющей оригинальности его стиля, наблюдаются явные переклички.  

Российских фильмов ни в одной из конкурсных программ в этом году представлено не было, но в программе восстановленной киноклассики с большим успехом показали фильм Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин», а российская государственная компания «Роскино» стала партнером Венецианского международного кинорынка, с успехом прошедшего всего во второй раз.

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.