Recent twitter entries...

  •  

Стул на потолке, яйца в космосе, Млечный путь под ногами: в Витебске появилась арт-шоу-галерея

Опубликовано | Размещено в: Культуры | Опубликовано 31-07-2013

0

Однажды в Витебске встретились два художника – Вышка и Правда. Оба просто-таки фонтанируют блестящими идеями. В итоге родилось нечто. Первая в городе, а по их уверению, и в мире вообще – арт-шоу-галерея новых визуальных технологий.

Называется она «Двигайся к свету» и находится в мастерской Александра Вышки по адресу: улица Ленина, 14/13. Концепция этого арт-проекта, по его словам, проста: «Свет вокруг человека и внутри его. А свет нам дает мудрость».

Открытие «светящейся» галереи запланировано на завтра, 1 августа. Но журналистов TUT.BY художники пригласили к себе в гости накануне.

Работы в этой галерее особенные. Им нужно «проявиться». То есть сразу напитаться светом. А потом, в полной темноте, они показывают себя во всем великолепии, играют различными красками. Причем краски меняются.

Демонстрируя царство этой небывалой, космической красоты, Александр Вышка говорит: «Понимаете, у меня был выбор: или выбросить весь этот хлам, который годами у меня копился, или превратить его в шедевр. И устроить арт-шоу. Чтобы воплотилась в жизнь сказка о «симфонии сверкающей пыли», которую я написал лет 30 назад».

Вышка – известный художник и дизайнер. Многие знают его как автора экспозиции в витебском музее Духовской круглик «Исторический город и «Славянский базар в Витебске» и создателя частных и общественных интерьеров в Беларуси. В 2012 году он возглавлял творческую группу художников, работавших над декорациями к фильму российского режиссера Александра Митты о Шагале и Малевиче, часть которого снималась в Витебске.

Его коллега по новому проекту Денис Правда – человек поистине редкий. Журналиста, который часто пишет о творческих людях, удивить сложно. Но Денису это удалось. Судите сами: Правда несколько месяцев специально не выходил на улицу!

– Чтоб увидеть глубину новых материалов, мне нужно было адаптировать свое зрение. Для этого я два года прожил в ультрафиолете, в самом прямом смысле: в двухкомнатной квартире все лампы были ультрафиолетовые, а в комнате, где я рисовал, были полностью забиты окна. Так я провел три месяца. Никуда не выходил, не видел белого света! – вспоминает Денис. – Отлучился от семьи, вообще от всего, это была полная самоизоляция. Я жил тогда в городе Лабытнанги, это за Полярным кругом, в Ямало-Ненецком автономном округе России. Я там вырос. И вот в этом маленьком северном закомплексованном городке с населением около 30 тысяч человек у меня была студия позитивного настроения. Все, кто туда попадал, оказывался в другом мире. Я раскрасил всю квартиру по кругу, и эти рисунки были логически взаимосвязаны. На стенах там висели светящиеся философские мысли, пол был прорисован вглубь. Потолок – тоже. А когда выключался свет, создавалась иллюзия, что звезды на небе не просто затухают, а еще и спиралька закручивается. В комнате была имитация Северного сияния!

– Наверняка вас, художника-затворника, многие считали чудаком?

– Да, называли ненормальным, каких только ярлыков ни вешали. Было очень тяжело… Зато я наработал новый творческий опыт, освоил разные техники, разные материалы. Но, если местные жители меня не понимали, то нашелся человек, который это оценил. Благодаря английскому журналисту, который ездит по миру и снимает разных интересных личностей, я попал в тройку самых необычных людей Арктического региона России. Но самоизоляция сказалась на здоровье. Когда ты долго живешь в ультрафиолете, а потом выходишь на солнце, то все – маленький загар, и ты чешешься. У меня появилась аллергия на солнечный свет. Вновь привыкал к нему помаленьку: каждое утро ненадолго выходил на улицу – забрать продукты (мне их привозили), подтянуться на тунике… И так снова адаптировался к солнцу. А в Витебске я увидел Сашу. И все у нас как схлопнулось! И вот результат! – в глазах Дениса почти детское счастье.

Очевидно, что Вышка и Правда в полном восторге от своего творческого дуэта. Художники познакомились четыре года назад.

– Мы еще тогда поняли, что единомышленники. Договорились сделать совместную выставку. И тут Денис исчез! Выяснилось, что уехал за Полярный круг. А потом мы неожиданно встретились, в мае, накануне акции «Ночь музеев» в Центре современного искусства. Денис представлял там свой проект по использованию новых визуальных технологий международного творческого сообщества «Индиго», а я – серию арт-объектов. То, что мы, не договариваясь, оказались в одном месте в один час – произошло не иначе, как по воле небесного «штурмана». И я понял, что его идеи дополняют мои. У меня давно было желание «подсветить» свои работы. Я пытался сделать это свечение красками. Пробовал и электричество, фонарики, еще что-то. Но выходило не то, не так… И тут появляется Денис со своими светящимися красками! – делится Александр Вышка.

Описать «движение к свету» невозможно. Это просто надо видеть. Можно, конечно, рассказать, но слова здесь будут жалким отражением тех визуальных эффектов, которые мы наблюдали.

Например, один из символов галереи – перевернутый стул (на первом фото). Он «стоит» на потолке. «Человек ведь ногами уходит в космос. А еще это другое отношение к художнику. Обычно его представляют как? Ноги его на земле, а голова – в облаках. А тут наоборот», – поясняет Вышка. Его глаза в полумраке загадочно блестят, как у инопланетянина.

Инопланетно тут все. Хрупкие багровые лапки у чертика – главного героя работы «Хранитель огня». Еще пару минут назад этот арт-объект светился красным. И вдруг погас. «Но потухший костер можно вновь зажечь», – улыбается Александр. Дует на работу. И она опять, как по волшебству, светится!

Таинственно мерцает голубая роза в «Хранителе тайн». Здесь молоточки, замочки, цепочки… И семь ключиков – как семь тайн. Кстати, каждый желающий может оставить тут свое сокровенное желание – для этого надо лишь вбить в доску гвоздик. Три тайны Правде и Вышке уже оставили.

«Хранитель времени» живет в коробке от старых часов. А будильник у него без стрелок. Зачем они ему? Ведь стрелки тратят время. А этот охранник его бережет.

Электричество в этой галерее стекает прямо на пол. А светильник, обратите внимание, выключен из розетки. Но лампа все равно горит. Такие вот чудеса.

Млечный путь тут вообще под ногами. Самый обычный веник сметает не сор, а ни много ни мало, звездную пыль. Такое богатство, понятное дело, не выбрасывают в урну, поэтому ее стряхивают на стены.

Люминисцентные краски только усиливают драматичный эффект от двух арт-объектов возле входной двери. Они называются «Отыгранная пьеса» и «Заколдованный лес». В эту серию также входит «Утраченная живопись». Но если остальные работы светятся, приобретают какие-то новые качества, то эта – нет. То, что утрачено, может быть только черным пятном. «Это триптих утраты. Утрата дружбы, когда два творческих человека собрались нечто вместе создать, но у них ничего не вышло. Утрата самого творчества. И утрата того, что природа потеряла из-за вмешательства человека», – говорит автор.

Но чудеса еще не закончились. В одном углу тут «бабушкина полочка», а в другом – «космическое гнездо». Вдруг в космос улетает и мой блокнот. Я вижу его иссиня-зеленое отражение на потолке. А художники тем часом в шутку спорят, как все же лучше назвать полочку с яйцами в гнезде – бабушкиной или дедушкиной?

– Яйца должны быть на дедушкиной полочке.

– Да ладно, они вполне могут быть и у бабушки. У нас же тут волшебная комната. Здесь все возможно.

В реальность меня резко возвращает дребезг промчавшегося за окном мотоцикла. И весь этот внезапно ворвавшийся сюда шум центральной городской улицы. Тут включается свет. Вот и сказочке конец! От чуда, которое мы только что видели, осталась лишь паутина по углам. Так жаль… Прямо, как в истории о Золушке, где карета превратилась в тыкву.

Напоследок, чтобы вам было не так грустно, несколько умных советов от Вышки и Правды. Если ищешь любовь всей своей жизни, остановись. Если не хватает времени, перестань смотреть телевизор. Перестань анализировать – все чувства хороши.

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.